Shift Line Menu
Click to order
Cart
Ваш заказ
Total: 
Ваше полное имя*
ФИО получателя для службы доставки
Ваш email*
Ваш телефон
 
Промокод
Если купон с карточки не работает, напишите нам
Комментарии к заказу
Поля, отмеченные звездочкой (*), обязательны к заполнению
Payment method
Shift Line Olympic MkIIIS

Эквалайзер лампового предусилителя

Количество вопросов про эквалайзер предусилителей достигло критической массы, и пришла пора дать однозначные ответы. Сделать это довольно сложно, но мы постарались собрать все необходимые данные и организовать их в понятную форму.
Прежде всего стоит отметить, что ламповый пред «старой школы» имеет простую задачу: звучать хорошо! Не быть идеально ровным по всему спектру и иметь максимально низкие показатели гармонических искажений, а наоборот — вносить достаточное количество искажений и изменять сигнал так, чтобы субъективно звучало отлично. Это не оправдание кривого тракта, а суровая реальность гитарного звука. Olympic и Twin имеют одни и те же корни — усилитель Лео Фендера как основа звука, на которую не стыдно равняться. Именно из подхода Лео к звуку родился классический «гитарный» звук (и басовый тоже). Забавно, что в других гитарных предусилителях можно заметить те же принципы, тогда как идеально ровный частотный отклик и отсутствие искажений — скорее исключение.
Эквалайзер находится внутри тракта лампового усиления с большим количеством искажений и, как следствие, работает «как-то волшебно и мягко». На самом деле никакого особого волшебства нет, есть довольно запутанные взаимосвязи и очень широкие полосы воздействия на частоты. Одним из самых важных моментов является то, что при увеличении гейна влияние эквалайзера уменьшается. На самом деле влияние всё то же, но лампа переходит в режим ограничения (вносит гармонические искажения), за счёт которых при снятии АЧХ влияние эквализации кажется небольшим, но слышим мы при этом довольно существенные изменения. Поднимая полосу частот в «разогнанном» преде, по сути вы поднимаете не частоты, а гармоники. Надеемся, это понятно, но на всякий случай прикладываем слайд с разными настройками гейна и кривыми эквализации.
На рисунке хорошо видно, что при увеличении гейна кривая АЧХ «выравнивается», но при этом растут гармонические искажения. Для наглядности показана только вторая гармоника; разница основного тона и гармоники при минимальном гейне составляет около -30 дБ, при среднем — около -20 дБ, а при максимальном — около -10 дБ.
Момент второй — взаимосвязь элементов эквалайзера. Все четыре ручки и переключатель, отвечающие за тембр вашего инструмента, находятся во взаимной зависимости. Речь идёт про ручки GAIN, BASS, MIDDLE и TREBLE, а также про переключатель TOP. Добавляя бас при минимальном гейне и при максимальном, вы получаете очень разные результаты. Вывернутая на полную ручка средних частот минимизирует вырез (выравнивает АЧХ). Все вместе они вносят весьма существенные перекосы и создают богатую палитру окраски звука. Снимать бесконечное количество кривых АЧХ практически бесполезно: стоит подать на вход предусилителя сигнал в два раза громче (+6 дБ), и все графики превращаются в тыкву. Поэтому мы пойдём другим путём.

Мы покажем относительное влияние ручек на частоты, которое сохраняется всегда, но входит во взаимодействие с остальным трактом и искажается насыщением сигнала гармониками. Для этого применим классическое положение «все ручки на 12 часов». Для измерений GAIN выставлен на минимум (минимизируем искажения). И видим картину, от которой природные носители аудиофилии уже начали биться в корчах (смотри рисунок и страдай, уважаемый аудиофил). Для нас это отправная точка, от которой мы всё и будем измерять.
Все ручки эквалайзера на 12 часов, TOP в нейтральном положении, гейн минимальный.
Мы считаем настройку «все ручки на 12 часов» не самой оптимальной для предусилителй Olympic и Twin. Рекомендуем начинать с эквалайзера на максимум, гейн на минимум.
Как же получить «максимально ровную АЧХ» на предусилителе Olympic MkIIIS (или Twin MkIIIS — значения не имеет)? Всё до безобразия просто: самая нейтральная АЧХ получатеся, если ручка MIDDLE вывернута на максимум, а ручки BASS и TREBLE выкручены в ноль!
Максимально ровная АЧХ, которую можно получить на предусилителях Shift Line Olympic/Twin MkIIIS. Ручки BASS и TREBLE в минимальном положении, MIDDLE — в максимальном, переключатель TOP — в нейтральном.
И пусть вас не пугают завалы на краях диапазона: они — часть «волшебства». Лёгкий срез низких в районе 20 Гц и плавный спад выше 5 кГц благоприятно сказываются на восприятии звука инструмента; к тому же, с такими настройками редко кто-то играет (но некоторые стремятся). А две дополнительные ручки эквалайзера для того и есть — компенсировать спады и подчёркивать края диапазона. Но коль скоро мы уже начали говорить о ручке MIDDLE, давайте продолжим.

MIDDLE

Ручка середины максимально сильно воздействует на АЧХ преампов. Мы предпочитаем держать её в районе «трёх часов» или на максимум, но большинство начинает со стандартного «все ручки на 12 часов», и никто им не может в этом помешать. Старт на «всё на 12» весьма хорош, если вы хотите сразу подчеркнуть края диапазона и придать инструменту «объёмности». Теперь давайте посмотрим на графики.
На верхнем графике отображено влияние ручки MIDDLE при стандартном «всё на 12» эквалайзере, на нижнем — изолированное относительное влияние этой же ручки.
Забавно, правда? Фактически при ручках на 12 середину невозможно даже выровнять, не то что добавить, тогда как диапазон работы весьма широк и смещён в сторону уменьшения средних частот. Немного цифр: точка регулировки около 500 Гц, от 12 часов до максимума ручка прибавляет 4 дБ, от 12 часов до минимума ручка вырезает 12 дБ (но узкой полосой, что и есть часть волшебства). При этом общий гейн по всем частотам имеет разброс в 3-4 дБ (то есть ручка MIDDLE добавляет гейна). Вот такая хитрость, которая позволяет очень мягко и органично подстраивать средние частоты. А что же, бас и верх не влияют? О, ещё как влияют. Перейдём к ручке BASS.

BASS

Ручка низких частот, как и положено басу в «олдскульных» предах, работает от самого низа и до самой середины. Буквально, влияние ручки заканчивается выше 1 кГц. С ней не так много тонкостей, как со средними частотами, но если взглянуть на относительное влияние, то можно заметить и тут неожиданности, ради которых в цифре надо навернуть гору фильтров, тогда как аналог сам там чего-то навернул и красиво. Смотрим слайды!
На верхнем графике отображено влияние ручки BASS при стандартном «всё на 12» эквалайзере, на нижнем — изолированное относительное влияние этой же ручки.
Итак, у нас классический мягкий подъём +7 дБ и вырез -8 дБ относительно положения «всё на 12», но по факту почти нет среза низких частот на верхнем графике. А теперь внимание! На слух вы существенно срезаете низкие частоты, а уж если гейн стоит не в нуле, то это ещё более заметно. И если внимательно посмотреть на график, то становится понятно, что если вы полностью вырежете бас, то добавите немного средних частот. Продолжим ломать шаблоны и перейдём к верхним частотам.

TREBLE

Вот где кроются чудеса — в верхних частотах. Этой ручкой можно заставить бас звенеть или мяукать, освежить струны или усадить капризный инструмент в микс.
В этом месте те, кто ждал рассказа про Twin, а не про Olympic, могут начать негодовать, но повода переживать нет. Да, частоты чуть разнятся, но мы тут не в граммах измеряем, а раскрываем суть, которая в преампах ничем не отличается. Пара децибел и полсотни герц дают существенные отличия в преампах, но на картинках будут почти одинаковыми.
А теперь слайды про ручку TREBLE!
На верхнем графике отображено влияние ручки TREBLE при стандартном «всё на 12» эквалайзере, на нижнем — изолированное относительное влияние этой же ручки.
Примечательная особенность — влияние на гейн: меньшее, чем у ручки MIDDLE, но весьма характерное. Также обратите внимание на смещение провала средних частот при повороте ручки высоких. Немаловажно, что ручка TREBLE в максимальном значении поднимает ещё и 1 кГц, а в минимальном —300 Гц. Относительное влияние от 12 часов до максимума — +5 дБ, до минимума — -10 дБ на отметке 20 кГц. И да, диапазон влияния ручки (если исключить гейн) — 300-24000 Гц. При этом, если крутить ручку и слушать, не возникает ощущения, что просто обрезал всё, и ничего не осталось. Опять колдовство (на самом деле нет, или да). Но возможности подстройки верхних частот нам казались неполными ещё с первой версии наших предов, и мы с этим боролись. В третьей версии преампов есть чуднейший инструмент управления верхними частотами: переключатель TOP.

TOP

Все же знают, что у предов дедушки Лео был такой волшебный инструмент — тумблер BRIGHT? Так вот, он нас не устраивал. Если у вас гейна больше половины, то брайта меньше половины, а если гейн на полную, то брайт не работает. А в обратную сторону совсем не работает, и что делать с чрезмерно яркими инструментами — непонятно. Одним словом — НЕПОРЯДОК! Мы исправили. Сделали так, чтобы работало в обе стороны и мягко подстраивало там, где надо, а не банальный «треблблид». Смотрим слайды.
На верхнем графике отображено влияние переключателя TOP при стандартном «всё на 12» эквалайзере, на нижнем — изолированное относительное влияние этого переключателя.
Что мы видим? Правильно — «треблблид»! Но работающий в обе стороны и красиво. Что даёт этот переключатель, если он работат в тех же частотах, что и ручка TREBLE? Он даёт возможность расширить динамический диапазон влияния на верхние частоты, увеличивает (или уменьшает) количество искажений в этих частотах, а также позволяет более тонко настроить взаимодействие инструмента и преампа. Укротить яркий стратокастер в случае Твина или добавить яркости пассивному басу с хамбакерами в случае Олимпика. К тому же графики влияния на одни и те же частоты довольно сильно отличаются, а это говорит нам о том, что влияют TREBLE и TOP на высокие частоты по-разному. Не стоит забывать, что на больших значениях гейна влияние TREBLE сокращается, а влияние TOP остаётся более существенным. И для того, чтобы закрыть тему переключателя TOP, покажем ещё один график — влияние при «плоском эквалайзере».
Ручка MIDDLE на максимум, BASS и TREBLE на минимум. Три положения переключателя TOP.
Как видите, для баса даже эти настройки уже создают три очень разных «пресета». От них можно начинать плясать, если вы адепт секты «ровного эквалайзера».

С темброблоком, пожалуй, всё. Ну разве что не забывайте, что гейн — ещё один элемент внесения сумбура в вашу эквализацию, он красит, поднимает гармоники и множит всё описанное на 10 или даже больше. Чтобы не было скучно, можно полистать набор настроек для Olympic MkIII с графиками, где гейн больше нуля и влияние на АЧХ не так заметно. Однако все эти настройки вполне пригодны для использования, даже самые странные. Именно это и отличает пассивный эквалайзер наших предусилитей от вот этих ваших бездумных ±18 дБ на любой ручке. Мы считаем, что должно быть столько, чтобы позволяло меньше крутить и больше играть!
А, да! Что будет, если выкрутить эквалайзер в ноль? Ответим ещё одним слайдом (уровень нормализован, по факту вы почти ничего не услышите).

Наши ламповые предусилители с таким типом эквалайзера